Свободный

Джентльмены

Новый фильм Гая Ричи, широко разрекламированный, и наверное многими уже просмотренный. Я посмотрел его вчера, и не скрою с удовольствием, фильм легко смотрится, хорошо снят, заняты дорогие и хорошо играющие актёры. А написать этот коротенький пост меня сподвигло одно обстоятельство: как-то очень ненавязчиво, в фильме противопоставляются американцы и местные (белые и чёрные, дело происходит в Соединённом Королевстве) и остальные. Судите сами, "хорошие": чета Пирсонов, Рэй (Чарли Хюнем), Тренер (Колин Фарелл) со своей черно-белой бандой - все местные. А кто "плохие": китайцы Сухой Глаз и Лорд Джордж, еврей с английскими корнями Мэтью, русские бандиты. Мэтью охраняют "крабы Моссада", что можно интерпретировать как намёк, что евреи всегда в первую очередь лояльны к Израилю, а только потом к стране проживания. Где же пресловутая политкорректность, которую так насаждает Голливуд ?
portret
  • shvarz

Что там у котов

Пара вводных слов, прежде чем перейдем собственно к сегодняшним статьям.

Предисловие 1: В прошлом посте развернулись длинные дискуссии о разных хитрых способах стерилизовать маски, одежду, квартиры и т.п. Мой личный совет: Без особой необходимости не заморачиваться (если вы медсестра работающая с коронавирусными пациентами и вам дали одну маску на пять дней, то это особый случай). Чем сложнее система, тем больше шансов что она где-то даст осечку. Чем жарить в микроволновках, облучать ультрафиолетом, и т.п., лучше продумайте простые подходы, которые вы точно будете соблюдать. Как не забыть помыть руки и что делать с ключами или телефоном которые вы достали на улице, как понизить необходимость выходить из дома, как организовать приход с покупками так, чтобы можно было спокойно вещи протереть или помыть, и т.д.

Предисловие 2: Сейчас многие статьи выкладывают в препринтах. Прошлый пост был о препринте, и в сегодняшнем их два. Если вы не знаете что это такое: Присланную в журнал статью обычно дают прорецензировать двум-трем специалистам в соответствующей области. Такое рецензирование не гарантирует качество, но в среднем это лучше чем ничего. Зачастую после рецензий авторов заставляют либо что-то исправить, либо что-то доделать, либо вообще не берут в печать. Препринты - это начальные версии статей написанные авторами до того как их кто-либо рецензировал. Я не специалист по коронавирусам, я читаю и смотрю на эти данные в меру своего ограниченного понимания. Так что читайте на свой страх и риск.

ОК, сегодня у нас две статьи.

Susceptibility of ferrets, cats, dogs, and different domestic animals to SARS-coronavirus-2 (pdf)

Авторы заражали разных домашних животных SARS-CoV-2 и смотрели что получится. Народ серьезный, для таких экспериментов требуется супер-лаборатория уровня BSL4 (самый высший уровень безопасности).

Поскольку речь у нас пойдет о кошках, то сфокусируемся на экспериментах с ними.

Пяти "полувзрослым" (8 месяцев) кошкам в нос закапали серьезную дозу вируса. Двух кошек раскромсали на шестой день после этого, обнаружили вирусную РНК в верхней дыхательной системе обоих кошек, и в кишечнике одной из них. Что интересно - не в легких. В верхней дыхательной системе вирус был живой, в кишечнике - нет.

Трех оставшихся кошек рассадили по отдельным клеткам и рядом с каждой поставили по клетке с незараженной кошкой, чтобы понять, может ли передаваться вирус. Немного странно, но авторы говорят что образцы из носа у кошек они брать не могли, потому что кошки сопротивлялись, но им наверно видней. В результате они анализировали только стул. Через пять дней вирусную РНК они нашли в стуле у всех трех зараженных кошек. Из трех "тестовых" кошек заразилась всего одна, что они определили сначала по появлению вирусной РНК в стуле, а потом и во внутренних органах. Т.е. вирус может передаваться от кошки к кошке, но похоже что не очень эффективно.

Они повторили эти эксперименты также на двух "молодых" кошках (2-3 месяца). Эти эксперименты описаны гораздо хуже, не совсем понятно что именно было сделано, но интересно, что в отличие от полувзрослых кошек, молодые болели гораздо сильней и на аутопсиях были видны более серьезные повреждения дыхательных путей, а также вирус был найден в легких. Т.е. похоже что молодые кошки хуже переносят инфекцию.

Помимо кошек, авторы также нашли что вирус хорошо заражает хорьков, но плохо собак, куриц, свиней, и уток.

SARS-CoV-2 neutralizing serum antibodies in cats: a serological investigation (pdf)

В этой статье авторы протестировали кучу кошек в Ухане на антитела к SARS-CoV-2. Если забыли, то напоминаю, что антитела - это признак уже прошедшей инфекции.

Вырабатываемые иммунной системой антитела - довольно специфичны к каждой инфекции, но если вирусы близкородственные, то нужно показать, что ваш метод детектирует именно антитела к тому варианту, который нужен и не реагируют с другими. У кошек есть свои собственные коронавирусы и в первую очередь следовало показать, что их тест не детектирует инфекцию ими, а специфичен к SARC-CoV-2. Авторы cделали очень правильный контроль - 39 образцов, взятых у кошек в 2019 году. По ним они установили границу чувствительности своего метода, так чтобы все эти образцы были точно отрицательными. Таким образом они отсекли потенциальную реакцию их реагентов с антителами к каким-нибудь другими кошачьим коронавирусам. Они также протестировали реакцию с антителами от кошек про которых было известно, что они переболели одним из наиболее распространенных кошачьих коронавирусов и показали что реакции нет. Таким образом они неплохо подтвердили специфичность своего теста.

Среди 104 образцов собранных в этом году они получили 15 положительных. Три из них были от кошек, чьи хозяева переболели коронавирусом, шесть - из какого-то кошачьего госпиталя, и еще шесть просто от бездомных кошек. Они также подтвердили, что эти антитела не просто связываются с белками SARS-CoV-2, но и имеют способность нейтрализовать этот вирус в культуре клеток. И наконец, они напрямую показали, что эти антитела узнают конкретные вирусные белки SARS-CoV-2

Что интересно - больше всего антител было у тех кошек, чьи хозяева переболели коронавирусом. Т.е. возможно они получили более крупную дозу, чем кошки которые возможно были лишь временно в контакте с зараженными людьми или кошками.

Что со всей этой информацией делать?

В первую очередь нужно конечно больше исследований чтобы понять, насколько эффективными переносчиками вируса являются кошки и насколько хорошо они могут заражать людей. Эти две статьи в сумме дают довольно надежные свидетельства что кошки могут заражаться этим вирусом, он у них может вызывать болезнь, и они могут передавать его друг другу. Но все это следует подтвердить, в том числе и эпидемиологическими исследованиями.

Если вы не тусуетесь с соседями (и правильно делаете), то и кошек их лучше не гладить. Если вы заболели коронавирусом, то следите за своей домашней кошкой - возможно она заразится от вас.
Свободный

История пятая: Как я сдавал историю Партии (часть вторая)

Пролог - https://proki.livejournal.com/19314.html
История первая: готическая буква Ляур - https://proki.livejournal.com/19622.html
История вторая: как я укрепил советско-американскую дружбу - https://proki.livejournal.com/88008.html
История третья: Саша - обманутель - https://proki.livejournal.com/88799.html
История четвёртая: Как я сдавал историю Партии (часть первая) - https://proki.livejournal.com/89186.html


В третьем семестре в моей группе был новый преподаватель по истории Партии. Точнее, это была преподавательница, Дама. В дальнейшем я так и буду её именовать, хотя тогда мы таких слов не употребляли. Это была женщина лет 55 плюс-минус, выглядела она неплохо, моложе своих лет, и сохранила желание кокетничать и нравится мужчинам. Чуть ли не на первом занятии она рассказала нам, что в 30-х годах была комсомолкой, и один раз товарищи осудили её на комсомольском собрании за использование губной помады.
Я всё также придерживался своего стиля изучения её предмета, лекций не посещал совершенно, ну а семинары более-менее посещал. И вот очередная сессия. И тут я задумался о том, как же мне сдать историю КПСС ? Вдруг у меня появился спортивный интерес, чтобы сдать обязательно на 5. Практического смысла не было никакого, поскольку на повышенную стипендию (+10 руб.) я никогда не замахивался даже в мечтах. Повышенную стипендию давали за все 5-ки, а на такие подвиги я решительно был неспособен. Просто я с удовольствием вспомнил, как получил 5-ку в прошлом семестре, и это удивительным образом сподвигло меня на пари с самим собой – снова сдать на 5, при этом, не напрягаясь на изучение материала. В принципе можно было пойти проверенным путём, найти "хороший" конспект, пробежать его разок по диагонали, а на экзамене списать с этого же конспекта. Но меня потянуло на авантюру. Свой план я выстроил на психологическом профиле Дамы. Я узнал в какой группе она будет принимать экзамен в одиночестве, и записался на сдачу экзамена с этой группой (у нас на факультете такая возможность была, и я уже ранее ей пользовался). На экзамен я явился даже без конспекта. Свой брать явно не стоило, оттуда даже я ничего не смог бы списать, а приличный конспект у кого-то я даже не пытался одолжить, поскольку дело происходило в самом начале сессии, никто ещё этот предмет не сдал, и соответственно конспект не отдаст. Итак, я пришёл совершенно безоружным, но зато … с красивым букетом в руке (а дело происходит в Ленинграде, зимой!). Да, мой читатель, без ложной скромности сообщаю, что в то далёкое время я был молод, строен и красив. И мой незатейливый план состоял в вульгарном обольщении немолодой, но молодящейся Дамы.

Вот эта картинка неплохо передаёт сцену моего появления на экзамене.
Дама зарделась, густой румянец покрыл её щёки. Она почти нечленораздельно лепетала, что цветы надо бы после экзамена … Группа, кстати, была женская, на потоке у нас было пару таких групп, практически одни девушки. Девчонки во все глаза смотрели на разворачивающееся действо, но что они при этом себе думали, меня не интересовало. Я вручил букет ослабевшей Даме (его поставили в вазу на её столе) и недвусмысленно взял один из разложенных на столе экзаменационных билетов … и пошёл готовиться. Первый кураж прошёл, пришло время реально оценить ситуацию. В экзаменационном билете 2 вопроса. 1-й был, что-то вроде: "объясните причины быстрого продвижения немецко-фашистских захватчиков в начале Великой Отечественной войны". Ну с этим всё более менее в порядке. Я конечно не знаю, что там преподавали на лекции по этой теме, но данный материал помню ещё по школьной программе, главное рассказывать уверенно, и нагло сыпать цифрами, которые я сейчас придумаю, 100% что она их тоже не знает. А вот со 2-м вопросом – проблема. Я даже понятия не имею, о чём там спрашивается. Я тоскливо огляделся. Списать мне неоткуда. В подобных случаях обычно пытаются стрельнуть конспект у кого-нибудь из сидящих поблизости, но сегодня это явно не вариант. Во первых я практически никого из них не знаю, а во вторых – и это главное – они так смотрели на моё явление с букетом, что не сомневаюсь будут счастливы моему фиаско и помогать не станут. Да и гордость не позволяет ! И на что я собственно надеялся ? Что Дама, приняв букет, у всех на виду, скажет мне: "Ставлю вам отлично, вы свободны" ? Но теперь сожалеть и сомневаться уже неуместно. Я принялся писать ответ на 1-й вопрос. Суть ответа состояла в следующем: причина №1 – отсутствие достаточного количества командного состава вследствие сталинских чисток, №2 – спад производства вследствие начала кампании по переводу тяжёлой промышленности на восток страны. И вот здесь было важно засыпать Даму статистическими данными, так что я напряг воображение и придумал насколько уменьшились показатели выплавки чугуна и стали, добыча угля, производство цемента ну и чего-то там ещё. Моей памяти и эрудиции мог позавидовать даже лектор, читавший нам лекции по предмету, и так и не удостоившийся видеть меня на своих лекциях. По 2-му вопросу я принял соломоново решение, о котором вы узнаете чуть попозже.

Подготовку я закончил весьма быстро и смело вышел сдавать, наступал момент истины ! Сев за стол Дамы, я энергично стал излагать ответ на 1-й вопрос. Когда я перечислил причины (кроме 2-х основных я привёл и несколько второстепенных), Дама вдруг запротестовала, дескать кампания по переводу промышленности на восток не была уж столь важной причиной. Но я был готов к подобной эскападе и не дал Даме перехватить инициативу. "Как же это не важная причина ?" – вопрошал я, "Судите сами, до начала кампании в СССР выплавлялось ХХХ тысяч тонн чугуна в год, а после – только YYY тысяч тонн, стали – ZZZ тысяч тонн, а после … ну и так по всему списку. Под напором моей эрудиции Дама сдалась, и в дальнейшем не прерывала мой вдохновенный рассказ о причинах национальной катастрофы на начальном этапе Отечественной войны. Когда я закончил, она, выполняя свои обязанности, произнесла: "Так, теперь второй вопрос". Тут моё чело исказила гримаса крайней неудовлетворённости собой: "По второму вопросу, я недостаточно ХОРОШО подготовлен, поэтому прошу разрешения прийти повторно. Я хочу получить хорошую оценку". Безумству наглых храбрых пою я песню. Дама откровенно обрадовалась, ведь таким образом она избегала необходимости ставить мне оценку при многочисленных свидетелях моего явления с букетом. "Очень хорошо" сказала она, "подготовитесь, и приходите". И я ушёл, оставив всех недоброжелателей с носом. Дома (в общежитии) я стрельнул у кого-то на час конспект, написал подробный ответ на второй вопрос своего билета (совершенно не помню о чём там была речь), и через пару дней пришёл на её экзамен с другой группой. Я сразу сел за её стол отвечать, блестяще ответил (кто бы сомневался) и получил в зачётку "отлично". Она не задала мне ни одного дополнительного вопроса.
Эпилог
На этом заканчиваются истории сдачи экзамена по истории КПСС, … но в запасе есть ещё одна история, про сдачу экзамена по политэкономии. Политэкономия была ещё одним "партийным" предметом , так что тема продолжается.
Свободный

Тусклый свет в конце туннеля


Я давно хотел посмотреть гешеровский спектакль "В туннеле", да всё как то не складывалось. А вот теперь, всвязи с положением в стране, узнал что Гешер выложил спектакль в сеть, не теряя времени нашёл и посмотрел ... и разочаровался. Гешер известен спектаклями для "продвинутого" зрителя. Они имеют штатного драматурга - Рои Хена. Достаточно вспомнить его пьесы "Я - дон Кихот" и "Элис" (здесь моя рецензия), примитивными их точно не назовёшь. Но видимо Рои Хен получил заказ на "народную" пьесу, результат - "В туннеле" (простите за каламбур). Идея - очень хорошая и злободневная, израильтяне и палестинцы застряют вместе в туннеле и вынуждены там сосуществовать. С одной стороны - идея оригинальная, никогда не использованная. С другой - идея подобного сосуществования, не в туннеле, но в иных обстоятельствах, многократно реализована и можно сказать уже избита. Поэтому важно было не сбиться на набор штампов и постараться использовать оригинальность идеи. К сожалению случилось именно это - картонные персонажи и набор штампов.
Позволю себе лирическое отступление. В 60-х прошлого века, бурным цветом процвела "научная" фантастика на тему межпланетных (межзвёздных, межгалактических) полётов. После 1-2 действительно удачных романов их стали штамповать все ремесленники от литературы. Быстро, беспроблемно и денюжка капает. Я помню довольно смешной сатирический рассказ, который назывался примерно так: "Руководство по написанию произведений по тематике космических полётов". Автор написал руководство (понятно, что это была сатира) на манер руководства по собиранию икеевской мебели.
Сначала определитесь с формой произведения: рассказ, повесть или роман. Например - роман. В романе должно быть столько то героев (все летят в космическом корабле). Потом идёт типовой набор героев, например: пожилой профессор, рассеянный и неловкий, до конца романа обычно не доживает, зачастую жертвует собой ради спасения остальных, например закрывает своим телом сквозную пробоину в корабле от метеора. И.т.д. Если герои высаживаются на неведомую планету, вы должны придумать флору и фауну. Легче всего это сделать из разных частей земных животных, например: ростом с крупную собаку, но впереди хобот как у слона (2 хобота, 3 хобота, ...), покрыт панцырем как динозавр, ну и.т.д. Рассказ был смешной, но к чему я это ? Просто смотрел я спектакль и думал, что слеплен он буквально по подобному руководству, штамп на штампе, ничего живого. Может Рои Хену было неинтересно выполнять этот заказ, и он постарался побыстрей от него отделаться ? А может быть он писал пьесу с любовью и просто не понял, что выходит плохо ? Не знаю, да не так это уже и важно. Важно только то, что получилось.
Закончить хочу чем то позитивным. Мне очень понравилась сценография спектакля. Вот она то была на высоте, жаль что этого недостаточно, чтобы признать спекталь удачным. Скажем так: это тусклый свет в конце туннеля.
Свободный

История четвёртая: Как я сдавал историю Партии (часть первая)


Как без сомнения помнят все бывшие студенты советских вузов, история КПСС – был обязательный предмет вне зависимости от профиля учебного заведения. Абсолютно понятно, что он был всем неинтересен (разве что, исключая тех, кто именно это и собирался изучать на историческом факультете). Там, где учился я, его изучали 3 семестра и сдавали экзамен дважды: после 2-го и 3-го семестров. На 1-м семестре, я, зелёный и наивный, поначалу худо-бедно ходил на лекции. Но ко 2-му семестру, я уже пообтёрся, узнал, что можно у нас, а чего нельзя, и … перестал посещать лекции по данному предмету. Как говорится: перестал от слова совсем. В конце 2-го семестра, я даже специально зашёл в аудиторию, когда лекция (одна из последних в семестре) кончилась, чтобы хоть посмотреть на лектора в лицо. Дело в том, что после 1-го семестра лектор у нас сменился, и я подумал, что надо хотя бы посмотреть, как он выглядит, мне же ему экзамен сдавать.
Кроме лекций были ещё и семинары, этим словом назывались занятия, на которых практически разбирался и закреплялся теоретический материал, излагаемый на лекциях. На лекции присутствовал весь поток, в описываемом случае – 12 групп. А семинары проводились для каждой группы отдельно, посещаемость отмечалась в журнале, применялись разнообразные способы мониторинга знаний. Говоря проще, надо было присутствовать, тем более что именно ведущий семинар преподаватель давал вам допуск к экзамену, а также был одним из экзаменаторов. Семинары я тоже иногда пропускал. Каков был процент пропусков я не помню, но видимо значительно больше, чем допускал наш молодой и строгий преподаватель, потому что в конце семестра он объявил, что студенты X и Y должны будут ну оч-чень постараться, чтобы получить у него на экзамене оценку удовлетворительно, а проще говоря тройку. Думаю, все догадались, что одним из этих двух был ваш покорный слуга.
И вот «судный день» настал. К экзамену я готовился по «хорошему» конспекту. «Хороший» конспект – это конспект прилежной девочки, у которой все лекции записаны каллиграфическим почерком, зачастую главные мысли выделены рамочками, ну и т.д. Владелица конспекта, уже успела сдать экзамен, а я «забил» его заранее, и на него – вся надежда. Ведь моя подготовка заключалась в том, что я прочитал его худо-бедно 1 раз (и то не уверен, что полностью). Главная цель такой подготовки, хотя бы понимать о чём речь и возможно суметь ответить на дополнительные вопросы. Основная же часть экзамена – ответы на вопросы из билета, и тут вся надежда на «списать из конспекта». Кстати, не подумайте, что я засовывал его в трусы, за пазуху или ещё куда. Фи, я спокойно приносил его в портфеле. Я учился в очень благородном высшем учебном заведении, где студентов не унижали всяческими ограничениями. Моя программа–максимум для этого экзамена – сдать на 4, потому что одной тройки было достаточно, чтобы лишиться стипендии. Итак – экзамен, принимают двое: лектор и наш преподаватель. Я успешно и довольно подробно списал оба вопроса из конспекта и теперь готовлюсь к моменту истины. Тут всё непросто, необходимо хорошо продумать весь процесс. Для начала, важно выбрать к кому идти сдавать. Ну тут всё просто, из 2-х возможных вариантов я конечно же выбираю лектора, у него на меня никакого компромата быть не должно. Сейчас перед ним сидит какая-то студенточка, не из нашей группы. Я сижу на «низком старте» и практически не отводя глаз, зорко слежу за ней. В аудитории довольно много сдающих, так что надо быть начеку, а то кто-нибудь другой займёт вожделенное место и как сложится дальше – иди знай. Так, дело движется к развязке, вот он пишет ей в зачётку, но она ещё не поднимается, о чём-то они ещё беседуют. Но вот она начинает вставать со стула, и я поспешно, хотя и стараясь соблюдать приличия, иду занять освобождающееся место. Краем глаза вижу, что да, были конкуренты (они тоже дёрнулись со своих мест), но я их опередил. Прибываю к месту, когда стул уже свободен, но лектор всё ещё беседует со стоящей рядом студенткой. Сажусь, студентка уходит, лектор начинает собирать в портфель свои манатки и говорит мне примерно следующее: Мне надо уходить, вот Полуэкт Полуэктович у вас сейчас примет (имя-отчество – см. «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких). Приехали! А я, глупый, так радовался.
Впрочем, долго горевать было некогда, вскоре освободился преподаватель и сел напротив меня, лицо его не предвещало мне ничего хорошего - экзамен начался. Пришло время применить все свои психологические наработки. Я громким бодрым голосом стал зачитывать ответы на вопросы из билета, при этом стараясь выглядеть не начётчиком по бумажке, а как бы рассказчиком. Я постоянно отрывал глаза от текста и произносил часть фразы открыто и смело глядя в лицо преподавателя, он же молча слушал с непроницаемым лицом. Наконец я закончил. Воцарилась долгая пауза. Наконец преподаватель нарушил молчание, сначала он произнёс какие-то междометия, потом собрался с мыслями и задал мне вопрос по предмету. К своему счастью, я понял, что хорошо знаком с темой вопроса и уверенно на него ответил. Опять возникла тревожная пауза. Ведомый вдохновением, я произнёс (абсолютно экспромтом): Я хорошо подготовился к экзамену. - Да, я вижу ответил преподаватель и добавил: давайте вашу зачётку. Я понял, что выполнил свою программу-максимум, не мог же он быть такая сволочь, чтобы поставить тройку, не предъявив никаких претензий. Я сдержано, с чувством собственного достоинства встал, поблагодарил своего экзаменатора, прошёл к своему месту, собрал в портфель свои бумажки и что там ещё было, и степенно вышел из аудитории. И только оказавшись за дверью, в коридоре, открыл свою зачётку. В 4-й строке (это был последний в сессии, 4-й экзамен) жирно выделялось: 5 (отлично).
Эпилог
Эта пятёрка сыграла неожиданную роль, что привело к воистину удивительной истории сдачи экзамена по предмету в 3-м семестре. Об этом я расскажу во второй части.

Пролог - https://proki.livejournal.com/19314.html
История первая: готическая буква Ляур - https://proki.livejournal.com/19622.html
История вторая: как я укрепил советско-американскую дружбу - https://proki.livejournal.com/88008.html
История третья: Саша - обманутель - https://proki.livejournal.com/88799.html
Свободный

Джуди


Посмотрел вчера оскароносный (пока что по непроверенным слухам) фильм. Захотелось изложить свои мысли по поводу :)
Джуди Гарленд, героиня этого фильма, была одной из величайших голливудских актрисс. Сегодняшнее поколение, по крайней мере за пределами Северной Америки, даже не знает её имени - sic transit gloria mundi (с лат. — «Так проходит мирская слава»). Я сейчас даже не вспомню чтобы о ней был снят байопик, неужели "Джуди" - это первый? Если кто вспомнит таковой, прошу - напишите в комменте. Фильм снят англичанами, и этим обясняется суть сценария. В фильме показан в основном период её гастролей в Лондоне, за полгода до смерти. По ходу всего фильма показаны её воспоминания тинейжерского возраста. В затянутом 2-х часовом фильме практически нет событий, ничего не происходит. Всё построено так, чтобы передать атмосферу, психическое состояние Джуди. В определённой мере создателям фильма это удалось, хотя остаётся вопрос насколько близко к реальной Джуди Гарленд. Гулд (режиссёр) и Зеллвегер настаивают на том, что фильм "восхваляет" Гарленд, несмотря на то, что в нем показаны пристрастие к алкоголю и неуравновешенность. Я бы их поправил: не "восхваляет", а выгораживает. В фильме настойчиво и недвусмысленно проводится мысль, что во всех несчастьях её жизни виновата киноиндустрия, и даже лично Луис Б Майер (Luis B Mayer), влиятельный совладелец киностудии MGM. Они с раннего детства подсадили Джуди на таблетки, лишили детства и.т.д. Не отрицая этих фактов (тем более что в подробностях я информацией не владею), трудно согласиться что во всём виновато кино, а сама она белая и пушистая. Тут мы подходим к философскому вопросу о личной ответственности за собственные деяния, но понятно что здесь не место подобным вопросам.
Главную роль в фильме исполняет Рене Зеллвегер, хотя она мало похожа на свою героиню (для ролей 2-го плана: Джуди в возрасте 16-17 лет, а также её старшей дочери Лайзы Минелли, подобрали актрисс похожих на своих героинь). Тут всё понятно, громкое имя важнее визуального сходства. Но её (Зеллвегер) игра меня разочаровала. Я бы сказал, что она сыграла хорошо ... но не более того! Кроме того, она не удержалась от своей фирменной гримасы, это когда она кривит губы. В такие моменты (а это не один раз) миллионы зрителей видят не Джуди Гарленд, а Бриджит Джонс. Это явный брак, и тут упрёк не только актриссе, но и режиссёру. По слухам, Зеллвегер получит (решение то уже принято) Оскар за эту роль. Чтож, это лишний раз подтвердит, что хотя Оскар по справедливости считается наиболее объективным кинопризом, но и он весьма далёк от объективности.
P.S. я бы оценил этот фильм в 6 баллов по 10-бальной системе. В IMDB он на текущий момент оценен 7 из 10 (19082 проголосовавших)
Свободный

История третья: Саша – обманутель

Август 1976 года. Я со своей будущей женой, отработали смену в пионерлагере на Арабатской стрелке (кто не знает, это на берегу Азовского моря). Все вечера, после отбоя, наши. Ах, молодость …, но история не об этом. После завершения смены, у нас осталось время – 8 дней – съездить в Ялту. Тем более что это близко и можно доехать автостопом (что мы и сделали), и вдобавок – такая удача – моя мама там сейчас в санатории, и может заранее снять нам квартиру. Вот там, в Ялте и произошла эта история.
Примечание: я наверное полтора часа искал в сети фото ялтинской набережной того времени, чтобы проиллюстрировать свой рассказ, но не нашёл. Но мне удалось найти другое фото Ялты того времени, возможно даже более подходящее для моего рассказа, вот оно:

Посмотрели? Это ялтинский городской пляж, так он выглядел в каждый летний день уже часам к 8 утра. К этому фото мы ещё вернёмся.

Как было уже упомянуто выше, в нашем распоряжении было 8 дней, и они пролетели как сказочный сон. Последний наш день в Ялте, я решил отметить в дорогом ресторане. Выбор пал на ресторан "Сочи" на ялтинской набережной. Каждый вечер, гуляя по набережной, мы видели огромные толпы жаждущих проникнуть внутрь вожделенного ресторана.
Примечание: небольшой лирический экскурс в СССР периода развитого застоя.
В советском обществе того времени, самым ненужным, и попросту мешающим элементом был клиент. Любое обслуживающее население предприятие (ну кроме тех редких, что не имели никакого дефицита), абсолютно в них не нуждалось. Дефицита было мало (поэтому он и дефицит), его и на всех своих знакомых не хватает, так что кто-то там с улицы вообще только отвлекает и раздражает.
Дефицитом же тогда было всё: продукты питания, мебель, одежда, обувь, билеты, книги, гостиницы, … да вот даже место у моря (ещё раз посмотрели на фотку). И это в любом советском городе (ну кроме места у моря). А что же тогда говорить об одном из самых популярных черноморских курортов в августе?

Поэтому, за день или за два (точно уже не помню), мы зашли в середине дня, когда ресторан был закрыт для посетителей, чтобы заранее заказать места. В ресторане мы подошли к официантке, поскольку начальства в зале не было. И я, на хорошем, хотя и ломанном русском языке, с небольшим акцентом …
Примечание: я понимаю, что примечаний получается многовато, но без них ну никак. С самого начала учёбы я жил в общежитии, в одной комнате с иностранцами: немцами из ГДР и венграми (натурально из Венгрии). И ко времени описываемых событий, я уже понял (и даже успешно применял на практике): как удобно быть иностранцем в Советском Союзе. То, что недоступно советскому человеку с улицы, очень даже доступно иностранному туристу. Ведь совсем неслучайно появилось даже специальное слово "интурист".
… объяснил женщине, что вот мы иностранные туристы, завершаем свой отдых в прекрасном городе Ялта, и напоследок, хотим закрепить незабываемые впечатления посредством посещения ихнего замечательного ресторана. Естественно, я также упомнил, что я её отблагодарю … ну, вы сами понимаете. Она тоже понимала, однако, сказала она, заказать места невозможно, но предложила нам прийти за пол часа до открытия (ресторан открывался в 18:00) и она организует нам столик. Не сегодня, сегодня не получится, а завтра она не работает, а вот послезавтра и приходите.
Примечание: я хорошо помню, что из Ялты мы выехали 31-го, а в ресторане "погуляли" в последний вечер – 30-го, а заказывать пришли, стало быть 28-го. Компьютер показывает, что это была суббота, а "погуляли" мы в понедельник. Хорошо, что заказывать пошли заранее :)
Итак, в понедельник (см. примечание выше), в пол шестого вечера, мы пришли к ресторану. Именно к ресторану, потому что к входной двери подойти оказалось невозможно. Весь фасад ресторана был окружён довольно внушительной толпой. На дальних подступах к вожделенному входу толпа была довольно аморфна, люди хоть и с трудом, но могли перемещаться, визуализируя броуновское движение. Однако, чем ближе к фокусу, то бишь – к двери, толпа густела, крепла, и непосредственно у двери становилась твёрдой как булатная сталь. Несколько десятков человек, наиболее продвинутых в очереди к двери, стояли насмерть, и видимо свято верили, что в 18:00 двери отворятся, и они попадут внутрь, в РЕСТОРАН ! В общем: 28 панфиловцев, но пасаран, и.т.д. В силу невозможности преодолеть ряды панфиловцев, я тоже стал частью броуновского движения. И там, в этой сумеречной зоне, я познакомился с милой женщиной. Я ей рассказал, что мы с моей девушкой из Румынии, и вот у меня заказан столик, а нас с моей девушкой к двери не пропускают. А она мне поведала, что она туристка из Польши, и их здесь целая группа – человек тридцать – и они тоже не могут попасть внутрь, хотя места конечно же для них зарезервированы (кто бы сомневался :) ). И она мне сказала, что вроде бы их должны как-то провести через другой вход, и пообещала провести и нас. Вскоре наше броуновское движение прорезала забавная группа из 4-5 человек, они довольно легко дошли до "панфиловцев", но дальше, ясное дело, не продвинулись. Вместо сакраментального "Сим-Сим откройся", они говорили: "Мы – музыканты, мы в этом ресторане работаем". Это им не помогло, "панфиловцы" стояли насмерть.
Вдруг, ко мне подошла моя знакомая полька и шепнула, что их проводят, и мы с моей девушкой пошли за ней. Из осаждённого ресторана, явился лазутчик, вышел на связь с резидентом, и теперь вся подпольная ячейка пробиралась тайной тропой в ресторан. Много лет прошло с тех событий, и тем не менее я отчётливо помню, как мы пошли вправо, обогнули ресторан против часовой стрелки. Проводник постучал условным стуком в неприметную дверь в задней стене здания и сказал пароль. После непродолжительного ожидания дверь отворилась. Сначала прошли музыканты, потом стала проходить польская группа. Поляков пытались посчитать, но это плохо удавалось, поскольку народ проходил бесформенной кучей, а ответственный за группу постоянно бубнил, что все здесь, видать считающие опасались, что кто-нибудь потерялся. За поляками, в хвосте шли мы, так и зашли под видом членов польской группы. Поляков стали рассаживать за столы, а я понял, что сейчас самое время найти мою официантку. Дело в том, что по идее ресторан должен был быть свободен от посетителей, ведь он до сих пор закрыт, и толпа жаждущих бурлит пока ещё снаружи. Однако … реальность не подтверждалась теорией, как раз наоборот, своими глазами я увидел, что практически все столы заняты, и буквально при мне за последние 2 стола усадили последних поляков, включая мою новую знакомую. К счастью, я тут же её (официантку) увидел и подошёл напомнить о нашем уговоре. Она меня вспомнила, однако, ввиду абсолютного аншлага, обещанного отдельного стола предоставить не могла, но предложила "подсадить" нас за стандартный 4-местный стол номерами 5 и 6. Я очень расстроился, вместо романтического ужина тет-а-тет со своей девушкой сидеть с неизвестными тётьками-дядьками – какая уж тут романтика …, но быстро оценив ситуацию – согласился. Кратко обрисовав своей спутнице диспозицию, я её предупредил, что мы – иностранцы, конкретно – представители братского румынского народа, и говорить надо с иностранным акцентом. Увы, моя девушка за себя не ручалась, она боялась рассмеяться. Договорились так: мы – румынские студенты, я учусь в ленинградском университете, а она учится в ГДР, поэтому естественно я по русски говорю, а она только немного понимает, а говорить ни-ни. Я буду якобы переводить ей на ушко, а она должна изображать понимание разными междометиями.
Между тем, официантка приставила ещё 2 стула к уже укомплектованному посетителями столу. За столом сидели 3 женщины и мужчина, все средних лет. Официантка объяснила им, что вот произошла накладка, и иностранцы остались без места. Советские граждане отнеслись к уплотнению с пониманием, более того, они осознали, какая важная роль легла на их неподготовленные плечи: они оказались, можно сказать, на переднем крае и были ответственны за то, чтобы достойно и в наилучшем свете представить советскую Родину иностранным гостям.
Не успели мы усесться, как ко мне подскочила с ручкой и блокнотом наперевес моя польская знакомая: "Пусть, пан, напишет мне свой адрес в Румынии, и я приеду к нему в гости. А я дам свой адрес в Польше, и пан приедет до меня в гости" – без обиняков выпалила она. Я опешил, но не подал виду, и в лучших шпионских традициях притворился, что не понял. Пока она растолковывала мне свою мысль, я принял решение и, не моргнув глазом, вывел чёткими буквами в её блокноте:
Alexander Boldureanu
Ungureanu str. Х, арр. Y
Bucharest
ROMANIA

Примечание: X и Y обозначают номера дома и квартиры (апартаменты), я не помню точных чисел, которые я тогда написал, также я точно не помню написал ли я почтовый индекс или нет, но всё остальное помню, как будто это было вчера.
За столом кроме нас сидели две незнакомые между собой пары: муж с женой и две подруги, все примерно по 40 плюс-минус. Как выяснилось из дальнейших расспросов, заполнение ресторана происходило следующим образом: очередь собралась очень рано - двери открыли в 16:00, места заполнялись как комнаты в советских гостиницах, т.е. незнакомых людей сажали за один стол, когда все столы, кроме зарезервированных, заполнили – двери закрыли. Счастливцы, попавшие внутрь, были вынуждены сидеть за пустыми столами 2 часа, до официального открытия в 18:00. Понятно, что никто к ним не подходил взять заказ, им даже меню не выдали, они тупо сидели 2 часа, держа своё место.
Я быстро оценил потенциал нашего приключения: послушать, как советские граждане будут вести беседу с иностранцами – это показалось мне забавным. Я уже мало помню о чём мы тогда спрашивали и что говорили. Помню, что больше всех говорил мужчина, было такое впечатление, что он в принципе не доверял женщинам, и на исполнение столь ответственной и деликатной миссии назначил себя, любимого. Он перебивал других и спешил ответить сам. Помню, что я "рассказал", что у себя в Румынии, мы будем уважаемыми людьми – инженерами. Мне было интересно, как он расскажет мне про инженеров в СССР. Надо признать, он "рассказал" правду, хоть и в очень мягкой форме: к сожалению в его стране инженеры уже не пользуются таким уж большим уважением. После каждого ответа "советских товарищей" я наклонялся к уху своей спутницы и что-то там шептал – "переводил", а она, выждав мои шептания до конца, издавала нечто нечленораздельное, типа: угу, ах, гмм. Правда, один раз громко воскликнула о-ля-ля ! почти как француженка :) Вечер пролетел быстро, пришло время рассчитываться. Официантка принесла каждой паре счёт. Про счета остальных не знаю, но наш счёт был несколько больше ожидаемого, кроме того, как было обещано, я ещё отдельно "отблагодарил" нашу официантку. Когда я вернулся за стол после отлучки в туалет, мужчина сообщил, что они вот все вместе прикинули и увидели, что счёт великоват для того что мы заказали. Они не хотели, чтобы нас обманывали, и по этому поводу они обратились к официантке за разъяснениями. Она им сказала, что разница – это плата за наш предварительный заказ. Эти люди очень хотели защитить нас от обмана, чтобы мы вынесли только хорошие впечатления, но "предварительный заказ" они оспорить к их большому сожалению не смогли. Всё это, мужчина сообщил нам почти что извиняющимся голосом. Я не мог разочаровать и его и его милых дам, поэтому горячо заверил, что всё в порядке, и мы вывезем из этой поездки наилучшие впечатления.
Вернувшись в Ленинград, я сразу же написал письмо своей новой польской знакомой. Я всё ей честно рассказал и попросил прощения за свой обман. Довольно быстро от неё пришло ответное письмо, которое начиналось словами: "Здравствуй Саша - обманутель". На этом, пожалуй и кончается моя третья история.
Эпилог: Письмо было очень тёплое. Кристина, так звали мою польскую знакомую, искренне посмеялась, и назвала мой обман – хорошей шуткой. Хотя я оказался не из Румынии, она всё равно пригласила меня и мою спутницу приехать следующим летом к ней в гости на 2 недели, обещала на своей машине повозить нас по стране. Её приглашение воспламенило моё воображение, ведь на тот момент мы ещё никогда не были за границей. И хотя мы получили приглашения (2 отдельных, поскольку были ещё не женаты, и прописаны в разных городах) и подали документы в отделы ОВИР, мы так никуда и не поехали. Впрочем, иначе и быть не могло, но это совсем другая, грустная, история.
Примечание: Между прочим, мне пришла мысль проверить, а есть ли такая улица в Бухаресте, и вот, спустя 40 с лишним лет, результат проверки:

Как видите, такой улицы нет, по крайней мере, сегодня, но Google Map нашёл три заведения связанных с этой фамилией :)
Свободный

Не сориться !


Посмотрел вчера. Наконец то, что-то положительное: израильская пьеса вполне профессионального уровня. Автор: Гур Корен (גור קורן). Замечу, что с автором я познакомился (не лично) давно, посмотрев в Ангаре спектакль, поставленный Арье по его пьесе "5 кило сахара" - вот моя рецензия. На самом деле, Гур Корен - актёр, который сам пишет для себя пьесы, и при этом хорошие пьесы. Что он ещё делает замечательно, это то, что не пытается сам их ставить. В вышеприведённой рецензии есть линк на ролик, где он об этом рассказывает. Кстати, кто не знает его в лицо, на приведенной афише - он справа.
Поставил спектакль хороший режиссёр - Гилад Кимхи (גילד קמחי). Спектакль хорошо поставлен, очень понравилась сценография, которая включает 4 интерьера! В спектакле участвуют 6 актёров и все замечательно играют. Из того, что не понравилось: пожалуй единственная сцена в конце - куча мала, имхо отдаёт дурным вкусом. Но это мелочь, она сразу забудется, а хорошее впечатление останется надолго.
P.S. спекталь комедийный, и реально очень смешной
P.P.S. это уже 2-й спектакль по израильской пьесе, который я посмотрел за последние 5-6 недель и не разочаровался. 1-ый - "Абдалла Шварц" в Бейт Лесин с Ави Кушниром в главной роли. Автор: Рами Веред (רמי ורד) про которого я ничего не знаю. К сожалению, другие дела отвлекли меня от написания рецензии, а по прошествии времени я уже не решился писать. Тем не менее, могу уверенно рекомендовать в качестве лёгкой и весёлой комедии. Ави Кушнир великолепен.
Свободный

А может быть это даже хуже халтуры ?

Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам
"Гамлет" Уильям Шекспир

Израильский Шекспир - это Ханох Левин. Конечно это - преувеличение, но многие считают что он единственный израильский драматург, который был достоин так называться. Я полностью согласен с такой точкой зрения. К большому сожалению израильские сочинители пьес, как покойные, так и ныне здравствующие на уровень профессиональных драматургов не тянут. Собственно и Х.Левин выделился среди остальных именно по этой причине.
В 1985 году, он написал пьесу Холостяки и холостячки (רווקים ורווקות). Премьера состоялась только в 2002 году (3 года спустя его ухода из жизни) в Камерном театре (ТА). Запомните пожалуйста этот факт.
Для начала, я предлагаю посмотреть 3-минутный ролик, снятый на репетиции новой постановки в "Гешер" и послушать размышления актёров о пьесе.
Послушали ? Какое у вас сложилось мнение о пьесе ? Я внимательно прослушал 3 раза, и у меня сложилось впечатление, что речь идёт о серьёзной социальной пьесе, тем более что наряду с политической сатирой, именно социальная тема занимала Левина. Также в ролике прозвучало, что неизвестно какой бы была пьеса, напиши он её сегодня, и неизвестно, какие точно мысли он вложил в эту пьесу. Ну, в этом и состоит (в числе прочего) должнось режиссёра-постановщика. Трудно судить драматурга по спектаклю, зато можно судить режиссёра, и удача и провал - это результат его работы.
Амит Эпштейн поставил в театре "Гешер" к 20-летию смерти Ханоха Левина эту пьесу. Данная постановка у меня лично вызвала несколько недоуменных вопросов. Главный из них: какую пьесу поставил Эпштейн ? В гешеровском буклете ... впрочем читайте сами:

Смешная до слёз комедия не может быть серьёзной. Другими словами, она предназначена для того, что бы зрители не напрягались житейскими проблемами, а наоборот провели приятный вечер посмотрев весёлый спектакль. Но если такова и была идея постановщика, то как он не обратил внимание на тот факт, что вся пьеса буквально пронизана длинющими монологами. Эти монологи идут один за другим, длинные, неуместные, а посему и невыносимо скучные. Актёры строчили ими как из пулемёта, но я переставал их слушать уже к концу 1-го предложения. Такое обилие длинных монологов, убьёт любой спекталь, даже на самую серьёзную и животрепещущую тему. Что говорить про смешную до слёз комедию.
Я думаю совсем не случайно 17 долгих лет никто не ставил эту пьесу, а начали ставить только когда автора уже канонизировали. Имхо, режиссёр объязан или поставить пьесу так, чтобы спектакль можно было смотреть, или, если это невозможно, попросту должен отказаться от постановки.
Следующий вопрос: какими средствами постановщик постарался рассмешить зрителя до слёз ? Нарратив пьесы весьма скудный - жевательная резинка - так что этого средства хватит ненадолго. Ну так для этого есть известные, проверенные временем рецепты. Во первых - юмор ниже пояса, действует безотказно! Второе - гротескный грим и костюмы, тоже очень эффективно. Вот в результате и вытянули на смешную до слёз комедию.
Подвожу неутешительные итоги:
актёры очень хорошо и даже талантливо исполнили свои роли
художник по костюмам (Уля Швецова) создала замечательные костюмы, я кстати уже не первый раз отмечаю её работу
режиссёр-постановщик ... тут всё неоднозначно, с одной стороны он очень хорошо справился: сценография, костюмы (ведь он должен сначала задать направление, а потом их утвердить), работа с актёрами ... а с другой стороны он не понимает элементарных принципов режиссуры ... разве что понимает, но игнорирует из коньюктурных соображений.

P.S. сцены из спектакля найти не удалось, так что ограничуть приведённым выше роликом.
Свободный

История вторая: как я укрепил советско-американскую дружбу

Начну с необходимого предисловия. Очень, очень давно я надумал описать в своём журнале интересные истории, реально произошедшие со мной в самый яркий период моей жизни - 5 студенческих лет в Ленинграде. Для этих будущих постов я придумал метку: рассказы бывшего студента, и обозначил настроение (тогда была в ЖЖ такая фишка) - ностальгическое. В 1-м посте серии, я собственно только анонсировал будущие рассказы, а во 2-м (вот ссылка) обнародовал 1-ю историю. Но потом мне показалось, что это никому не интересно, и стиль изложения у меня не очень ... в общем 2-ой истории я уже не написал. И вот прошло более 10 лет, и что-то мне захотелось продолжить. Чтобы не отсылать вас к 1-у посту с анонсом, просто повторю: всё о чём я пишу произошло со мной, абсолютная правда, и даже имена я указываю настоящие. Итак ...
Это было начало мая, в Ленинграде стояла изумительная тёплая погода. Я ехал к себе в общежитие троллейбусом №10. Троллейбус шёл по Большому проспекту Васильевского острова. Знакомые с географией в.о. (Васильевский остров) наверное помнят, а остальным я объясню: Большой проспект доходит до самого залива (Финского), после чего троллейбус поворачивает направо, и мне надо было проехать ещё несколько остановок.

Это скан старой карты-схемы, он в точности соответствует тому времени, кроме одной детали: морвокзала ещё не было, была просто причальная стенка.
Когда троллейбус остановился на остановке в конце Большого проспекта, я увидел большую толпу у причала, посмотрел на часы - без одной или двух минут полночь! Конечно это было необычно, и я вышел из троллейбуса и пошёл на причал. К причалу был пришвартован американский военный крейсер. Я тут же вспомнил, что читал о предстоящем дружеском визите американских военных кораблей в Ленинград.
Примечание: в середине 70-х советско-американские отношения достигли пика потепления наверное за все 73 года советской власти. Именно в 1975-м (в июле) состоялась историческая стыковка Союз - Аполлон.
Протолкавшись через несколько рядов людей, я вышел к "Границе", она была обозначена рядом мобильных металлических баръеров составленных в линию. Со стороны моря вдоль баръеров ходили пара американских офицеров, с нашей стороны как уже понятно - советские свободные люди. Сегодня, даже мне кажется удивительным, что это действительно были случайные прохожие, а не организованная и тщательно отобранная "группа представителей рабочих и интеллигенции". Ещё более невероятно, что и милиция была представлена почти что символически.
Между тем, американские офицеры поговорив разошлись, один поднялся на борт, а другой стал ходить вдоль баръеров и раздавать сувениры. Проходя мимо меня, он протянул мне такой сувенир. Это была клипса или булавка для галстука в виде корабля. Взяв её, я машинально стал искать, чтобы дать в ответ. К несчастью в карманах у меня нашлись только следующие вещи: ключ от комнаты в общежитии и металлический рубль с Лениным. Этот рубль я и протянул в качестве ответного подарка, полагая что для американца он вполне сможет считаться сувениром. Забавно, именно так и произошло в фильме "Окно в Париж", но фильма американец не видел, тем более, что Ю.Мамин снял его только в 90-х. Короче, американский офицер рубль не взял, недвусмысленно показал, что ответного подарка не надо и пошёл дальше по ряду общаться с аборигенами. Тем временем, местное население на весьма слабом английском интересовалось разнообразными вопросами личной жизни офицера. Он охотно отвечал старательно упрощая свою речь для лучшего понимания. Так мы узнали, что он - капитан вот этого крейсера, у него есть жена и пятеро детей, живёт он в доме с 8 спальнями ... Другой информации уже не помню. Пока он так крейсировал вдоль линии раздела двух миров, у меня родилась, как выразились бы сегодня, креативная идея: поменяться с американским капитаном часами! Часы на его руке, кстати, были старыми и самыми заурядными, правда я их видел только мельком. Но сама идея иметь американские часы, не важно что они как наш "Полёт" 1960 года, меня заворожила. Но просто предложить ему обмен, так сказать как символ дружбы между нашими великими народами, почему то я постеснялся. Я решил пойти на авантюру, дескать протяну ему свои часы в подарок, а он проникшись величием момента в ответ подарит мне свои. Где то в глубине души я предполагал, что может и не подарить, но ... как говорится: кто не рискует, тот не пьёт шампанского. Так что, при очередном его проходе мимо меня, я протянул свои часы и произнёс что-то вроде "прошу вас принять в подарок", по англицки натурально. А может это было просто it is a present (это - подарок), в то время я не то чтобы хорошо по аглицки ... Увы, как и ранее от моего рубля, капитан отказался. И тут меня понесло. Я стал рассказывать ему про своего дядю, который во время войны был коком на корабле плавал в Нью Йорк, и как там его хорошо принимали. И получилось так, что я прошу его принять в дар эти часы в знак благодарности за дядю. Сам я толком всё это объяснить ему не сумел, но попросил стоящего рядом парня, который изъяснялся по английски немного получше. Дядя у меня действительно был коком на корабле и в войну плавал в Америку (вроде бы я такое слышал, когда был ребёнком, в разговоре взрослых, но сейчас даже в этом я не уверен), но всё остальное - чистейшая фантазия. После моих уговоров (через переводчика) американец с явным неудовольствием взял мои часы и положил их себе в карман. Понятно, что раз это благодарность за дядю, то он мне ничего и не должен. Так, что я попрощался и со своими часами, и с американскими :) Но тут, он мне кое что таки дал в ответ, он пригласил меня на корабль. Завтра, в воскресенье, корабль будет открыт для экскурсий советских людей, и он меня приглашает! Я попросил дать мне пропуск, пригласительный, какой нибудь документ, чтоб я смог подтвердить что меня пригласили, но он ответил, что никаких документов не надо, типа: просто приходи. Смешно ... но что я мог ещё сказать американскому капитану, тем более что мой английский в то время ... ну про это я уже говорил.
Утром следующего дня, в воскресенье, я пришёл на причал. Был прекрасный солнечный день, атмосфера праздника, множество людей ... и много милиции. Проход к кораблю строго охранялся. Я обратился к охраняющему проход сержанту, он мне сказал что с этим делом мне надо обратиться к старшим, которые сидят вон в той будке. В будке или что там было, помню смутно, со мной вообще никто не стал разговаривать. Тогда я попытался действовать через американских моряков, которые сходили на берег. Помню, что остановил двух или трёх, но никто не мог мне помочь, никто не знал к кому обратиться, никто не спешил вернуться на корабль и доложить, что вот пришёл человек по личному приглашению капитана, а его не пускают :) Я видел, как американский офицер с группой гражданских американцев подошёл к трапу и после короткого объяснения их пропустили на корабль. Всё таки сдаваться я не хотел и предпринял ещё одну попытку, подошёл к милицейскому офицеру и объяснил свою ситуацию. Это был невысокий чин, наверное старший лейтенант. Он скривил рожу и зло (я бы сказал "с выражением") сказал мне: а я вот доложу сейчас что ты якшаешься с этими американцами ... ну и так далее. Конечно я с самого начала опасался, что эта история может весьма плохо для меня кончится. Попади в сферу внимания компетентных органов, и можно было запросто вылететь из университета. Но уж очень хотелось ... После этой "беседы" я понял, всё, надо смириться пока меня реально не загребли. И я ушёл. Дальнейшая судьба моих часов мне неизвестна. Может быть прямо сейчас, какой нибудь американец выставил их на аукционе на Ebay, с изложением их таинственного появления у его дедушки :)
Постскриптум
Впоследствии, я ещё пару раз был на причале и видел корабль, пока он не ушёл в неведомые дали для несения своей нелегкой вахты вдали от берегов его родины. Но в эти мои посещения, причал был пустынен, ни одного человека, кроме маленького часового в длинной шинели с винтовкой на плече. Часовой ходил вперёд и взад по причалу. Дойдёт до его дальнего конца, а это 200-250 метров, поворачивается и шагает назад. А в ближнем ко мне конце, стоял пришвартованный корабль, трап спущен, и никого рядом. Я ещё подумал: а ведь ничего не стоит дождаться, когда часовой уйдёт в дальний конец, пробежать какие-то 10 метров от барьеров до трапа, шмыг - и ты на корабле, в Соединённых Штатах Америки ! Но лично мне этого не хотелось, не позаботились провести меня тогда, когда пригласили - ну и не надо, обойдусь. Но, как показали дальнейшие события ни одному мне пришла в голову такая мысль. Одним тёплым вечером любимый ученик профессора Рохлина с кафедры топологии, в одном пиджачке (с документами во внутреннем кармане), легко пересёк эти самые пресловутые 10 метров, взбежал по трапу, и был таков. Часовой, находившийся в дальнем конце причала, услышал шаги, обернулся, и увидел только спину человека забежавшего на корабль. Понятно, что он поднял тревогу, и лица облечённые соответствующими полномочиями обратились к дежурному американскому офицеру с требованием выдать беглеца. Однако американцы ответили, что к ним никто не перебегал. Назавтра, корабль, как и было запланировано, снялся с якоря и навсегда покинул город-герой Ленинград. Профессор Рохлин получил инфаркт, и в университет уже не вернулся. Его ученик, кандидат математических наук, как было изложено выше, сбежал. И вдруг оказалось, что читать нам топологию некому. Поручили Олегу Виро, который только представил к защите свою диссертацию. Это был небывалый случай: лекции студентам читал не профессор, не доктор наук, даже не кандидат, а всего лишь неостепенившийся младший научный сотрудник! Кстати, сегодня и он тоже живёт в Соединённых Штатах Америки.

Пролог
История первая: готическая буква Ляур